Из выступлений

Вопросы требуют решения

От Приволжского МРС выступила его председатель – председатель Пермской краевой организации ВОИ В. И. Шишкина:

— Приволжский Межрегиональный совет (МРС) является одним из крупнейших МРС во Всероссийском обществе инвалидов. У нас стало традицией каждый раз проводить заседание МРС в новом регионе, чтобы лучше познакомиться и понять специфику того, как ведется работа, как выполняется законодательство по отношению к инвалидам.

В этом году в июне проходило наше собрание в Мордовии, в Саранске. Обсуждали много вопросов, насущных и важных, в том числе и с руководством Мордовской Республики. И руководство оценило достаточно высоко ту работу, которую мы проводим, посчитав, что у нас есть чему поучиться.

Я хочу остановиться на более перспективных моментах, которые обсуждались на Межрегиональном совете.

Если говорить о внутренних делах Всероссийского общества инвалидов, то нас, конечно, волнует, каким образом ВОИ будет встраиваться в Закон о социально ориентированных НКО. Все-таки структура нашей организации нетипична для России и для многочисленных общественных российских организаций. К сожалению, при разработке закона нам не удалось доказать, что ВОИ – это огромная членская организация, которая не может жить только на проектной деятельности, не должна конкурировать с организациями в 4 человека, где часто все они — родственники. Нам нужно очень серьезно заниматься организационным развитием ВОИ.

Мы считаем, что молодые члены ВОИ недостаточно активно принимают участие в работе организации. И Совет по молодежной политике ВОИ   теоретически обсуждает какие-то проблемы и темы молодых. На нашем Межрегиональном совете мы предложили нашему представителю в совете ВОИ определиться с конкретной темой и подумать над ее разработкой, чтобы возможно было отслеживать продвижение и решение её. Что сегодня волнует молодежь? Какая самая главная задача? Если это социальное жилье, пусть займутся данной темой. Мы  поможем им своим опытом, но они наконец-то должны начинать какое-то реальное дело. Возможна и другая тема, как, например, спецавтотранспорт — автомобиль с ручным управлением. Для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, особенно молодых, он очень важен как техническое средство реабилитации.

Теперь что касается доступной среды. Мы действительно, как сказал Александр Вадимович, должны  становиться общепризнанными экспертами в этой сфере. И если мы этого достигнем, то нас будут приглашать в качестве партнеров и органы власти, и бизнес. В Пермском регионе мы заняли именно такую позицию и не собираемся никому ее уступать.

Что еще нас очень волнует, если говорить не о внутренних, а о внешних делах? Нас волнует состояние федерального законодательства. Сегодня оно способствует разрыву того, что делается для инвалидов в Москве и в регионах, и разрыву между регионами.

Давая многое на откуп регионам и органам местного само­управления, допустим, тот же закон об образовании, который вступает в силу 1 сентября этого года, предоставляет возможность разным регионам развиваться по-разному в зависимости от того, кто является лидером региона, как он относится к проблемам обучения инвалидов, считает ли их приоритетными, выделяет ли достаточные бюджетные средства для их решения.

Нам кажется, что в федеральном законодательстве должна быть создана такая система, такая корреляция законов между собой, которая бы способствовала равномерному решению проблем инвалидов в разных регионах, вне зависимости от их субъективных особенностей.

Если взять ту же доступную среду.  В последнее время мы много говорим об этом, и на федеральном уровне много сделано. С другой стороны,  мелкие недоработки законодательства приводят к повсеместному нарушению нормативов и возведению барьерных объектов. Разработали актуализированную редакцию документов 35-го комплекса, но не включили ее в приказ для обязательного исполнения. Или, например, нет в законодательстве определения понятия «минимальные потребности» инвалидов при создании доступной среды. Что это такое?  Кому отдано на откуп решать их объем и качество? Если региону, то в каждом они будут трактоваться по-разному. Правильно ли? Нет, конечно! Поскольку подобные согласования нужно проводить с общественными организациями, все идут к нам и тем самым пытаются сделать нас заложниками ситуации. Повсеместно стали появляться пандусы-швеллеры, кнопки вызова, которых нет ни в одном нормативном документе, ни в одном СНиПе. Такого не должно быть. И вот этому содействует федеральное законодательство. Или взять бизнес-сектор, то есть проектировщиков, строителей, архитекторов, которые не очень-то хотят менять менталитет и проектировать и строить доступные объекты. Почему, к примеру, законодательно не установить, что саморегулируемые организации тоже отвечают за членов своей организации в вопросах создания доступной среды. Или другой пример – Минрегион РФ должен контролировать все, что делается в градостроительстве. Априори мы считаем, что туда должна входить и доступная среда. Тем не менее в его полномочиях не значится проверка создания доступной среды субъектами Федерации и органами местного самоуправления. То есть нет контроля – нет ответственности.

К сожалению, нашу работу еще часто оценивают с политической точки зрения. Это усложняет работу наших представителей в Госдуме при решении вопросов: превалирует не их важность, а принадлежность к определенным партиям.

Ну а теперь по поводу нашего торжества. Наш МРС поздравляет всех членов ВОИ с ее 25-летием. Желаем, чтобы ВОИ развивалось, продолжалось, крепло и добивалось хороших результатов в своей работе и дальше.

 

Комментарий А. В. Ломакина-Румянцева:

— Мы надеемся, что уже в этом году выйдет постановление Правительства, в котором норма свода правил, если не всех, то основных, сделает обязательными требования для архитекторов и строителей. Так что частично этот вопрос будет решен.

_____________________________________________________________

 

В. В. Рязанский,
председатель Комитета Совета Федерации
по социальной политике :

— Это очень важно для общественной организации – быть необходимым самим себе, чтобы чувствовать локоть каждого участника этого процесса. Но то, что общественная организация выходит на рубежи, когда ее влияние становится достаточным, чтобы влиять на государственную политику, — это превращает ее в большую системную организацию. Сегодня мы отмечаем именно ваше влияние на формирование государственной политики…