Инклюзия – хорошо! Но все взвесить – лучше…

Более четверти века я учу детей. Тех детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, поэтому обу­чаются индивидуально на дому.

Ни у одного здорового ребенка я не видела такого яростного желания пойти в школу. Со временем оно затухает, но на первых этапах обучения проявляется очень ярко. Им очень хочется хотя бы просто увидеть свою школу, заглянуть в класс, пообщаться с другими ребятами. Думаю, что инклюзивное образование именно для таких детей. А ещё для тех родителей, которые выбрали общеобразовательную школу. Ключевое слово здесь «выбрали», так как инклюзивное образование  не может быть навязано родителям сверху.

Однако одного желания родителей недостаточно. Необходимо, чтобы общеобразовательная школа была готова обу­чать  такого ребенка.  Да что школа, общество должно понять и принять идею инклюзивного образования.

ДЛЯ СПРАВКИ: Директор ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» профессор Николай Малофеев называет скандинавские страны самыми социально развитыми среди европейских стран: «В Дании с 1950-х годов все студенты, получающие педагогическую профессию, в обязательном порядке проходили краткое ознакомление с проблемами обучения детей с особыми образовательными потребностями. Учителя заранее знали, что делать, если в классе оказывался «нестандартный» ученик, как помочь ему, как разговаривать с его родителями, к какому специалисту порекомендовать им обратиться». По свидетельству Николая Малофеева, «… широкому внедрению инклюзивного образования предшествовала длительная и кропотливая работа, создавалась инфраструктура, готовились кадры. На протяжении вот уже 30 лет СМИ и киноиндустрия целенаправленно формируют толерантное отношение со стороны населения к инвалидам – детям и взрослым».

Здесь нельзя ограничиваться плакатами на остановках – вот идут дети с рюкзаками в школу, а рядом с ними едет колясочник, все радуются, внизу подпись про равные возможности. Здесь нужна системная работа по формированию общественного мнения. Хорошим примером социальной рекламы является видеоролик, созданный в рамках реализации проекта под названием «Учимся жить вместе», в котором говорится, что дети — это дети, и они не делятся на инвалидов и неинвалидов. Но закончился проект, и этот видеоролик все реже и реже крутят по телевизору. А жаль…

Мы все должны усвоить, как дважды два, что инклюзивное образование – это постепенный, детальный и очень бережный процесс включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую образовательную среду, которая учитывает индивидуальные особенности и опирается на сильные стороны ребенка. Инклюзивное образование – это не сборная солянка (уж извините за такое сравнение). Это качественно иное родительское и педагогическое сознание, основанное на вере в ребенка.

Если провести общий анализ,  то инклюзивно могут обучаться все дети с сохранным интеллектом, имеющие нарушения слуха, зрения и тяжелые нарушения речи. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо обеспечить доступность школьной среды и инфраструктуры, что повлечет за собой  материальные затраты и потребует определенного времени. Достаточно сложно, на мой взгляд, организовать инклюзивное образование умственно отсталых  детей, очень сложно – детей с аутизмом. В этих случаях комплекс мер должен быть  значительно шире, чем в предыдущих.

Я не хочу противопоставлять специальное (коррекционное) и инклюзивное образование. Я считаю, что обе педагогические практики нужны нашим детям с ограниченными возможностями здоровья, что исходить нужно прежде всего из интересов конкретного ребенка. Однако как специалист вижу, что обучение на дому или в специальном (коррекционном)  учреждении сужает горизонты развития ребенка, в первую очередь – личностного. Он всегда один или в среде точно таких же, подобных ему детей. И поэтому я «за» инклюзивное образование, которое  предлагает ребенку более разнообразную социальную среду и окружение, где он получает опыт общения со сверстниками, тепло своих наставников и веру в возможность самореализации.

Безусловно, что польза от общения разных детей очевидна. И для больных, и для здоровых детей. Ведь в процессе такого взаимодействия школьники учатся уважению друг к другу. У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания (психологи называют это эмпатией), они становятся общительными, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности.  Хотя сейчас ученые говорят о том, что эти понятия у детей закладываются с  раннего детства, и поэтому инклюзивными должны быть в первую очередь наши детские сады. И тогда уже не надо будет дискутировать по поводу инклюзивных школ.

ДЛЯ СПРАВКИ: Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что «… при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что  замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».  Впоследствии эта идея реализовалась в практике работы школ Западной Европы и CШA и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России.

Мария Ивановна  Дунаева,
учитель