И спорт, и детство, и победы

Десять детей с ограниченными физическими возможностями – воспитанники физкультурно-оздоровительного центра «Движение Плюс», занимающиеся в СК «Олимпия» и в бассейне при МАОУ «Гимназия №2», –  привезли с соревнований по плаванию, которые проходили в г. Октябрьском в Башкортостане, богатый урожай медалей разного достоинства: 13 золотых, 5 серебряных и 1 бронзовую.

Разговор с энтузиастами-тренерами по гидрореабилитации – директором бассейна МАОУ «Гимназия №2» Константином Дылдиным и директором ФОЦ «Движение Плюс» Натальей Киселевой – вызвал во мне множество эмоций. Каждый эпизод из хроники их работы, выездов, сборов, тренировок, казалось, достоин самостоятельной истории с оптимистичными выводами. Многомедальные результаты выездных соревнований в Октябрьском можно расценить как награду за труд и терпение этих людей. Возможно, и как ответный шаг детей на устроенный для них долгий зимний праздник в спортивном лагере «Лесная сказка», что расположен в живописнейшем месте под Соликамском. Не первый год вывозят туда своих подопечных на тренировки, на отдых и на общение, если официально – на социализацию.

Трассу проложили

Буквально в зимнюю сказку попали 90 человек, в том числе 15 родителей и тренерский состав из 5 человек. Стоит напомнить: ФОЦ «Движение Плюс» было создано тренерами-реабилитологами (руководители Н. В. Киселёва и директор бассейна МАОУ «Гимназия №2» К. В. Дылдин, мастер спорта СССР по плаванию, двукратный чемпион мира). В общем создался уникальный коллектив не просто тренеров, но чутких и умных педагогов-психологов, прекрасных организаторов и неравнодушных людей.

Чтобы отправиться в эту «Сказку», предварительно была проведена большая организационная работа: предстояло договориться со спортивным лагерем, достать средства, найти спонсоров, все обговорить с родителями некоторых сложных детей, кому требуется повседневная помощь, подобрать здоровых детей-спортсменов по плаванию, с которыми также занимаются тренеры, и… таким вот многоликим интегрированным сообществом оказаться в лесном царстве на две  недели.

Наталья Киселева:

— Мы уезжали двумя автобусами. В одном дети-инвалиды, в другом здоровые дети-спорт­смены. Мы, тренеры, зашли в автобус к здоровым и по-хорошему объяснили, что этих ребят не надо жалеть, а надо просто уметь видеть, кому и в чем требуется помощь. Кто-то из них услышал, кто-то нет – дети есть дети, но в процессе общей работы это все дети поняли. Делали все вместе, придумали девиз – ведь приехали мы накануне Нового года. Все сразу вошли в процесс.

Константин Дылдин:

— И родители были очень довольны. Дети разные у нас были, не только опорники, но и аутисты, и с другими заболеваниями. Мы ведь тоже учились, многое не знаем, присматривались. Сейчас стараемся не допускать ошибок, которые у нас случались. В общем мы все учились друг у друга, каждый – своему.

Волшебные превращения

Весь лагерь был отдан ребятам и тренерам в их распоряжение — им доверяли. Строгая, порой, казалось бы, жесткая дисциплина сочеталась с морем предоставленных возможностей, так что ни капризам, ни плохому настроению просто не оставалось места, а главное – желания.

В последнее время много говорят об инклюзии.  А тут без лишних разговоров, под умелым направлением (не указаниям, не приказам) Натальи Валерьевны Киселевой, Любови Ивановны Сюткиной (тренер высшей категории, заслуженный работник общего образования), Константина Дылдина здоровым ребятам вменялась особо ответственная задача – помогать и совместно проводить общие мероприятия. Тем более накануне Нового года! Да почти в Берендеевом лесном царстве! На равных со всеми – ребятами, тренерами и некоторыми родителями. Так что стеснение и зажатость улетучились сами собой. Дети буквально раскрылись, обнаружив такие творческие способности в разных жанрах, о которых многие и не подозревали.

Каждый день тренировочных каникул воспринимался как праздник. С утра, пока дети еще спали, проводились тренировки с родителями. Главной идеей занятий можно считать переключение внимания на самих себя, а не только на детей. Сколько задач решалось тем самым! Главная из них – ребенок избавляется от эгоизма, а мама – воспринимает себя личностью, человеком, которым интересуются и до которого другим тоже есть дело. Ко всему и пример поведения других мам оказался весьма полезен. Одно дело крутиться вокруг своего ребенка, другое – помогать другим. Ребенок это тоже понимает и видит не только себя одного «во вселенной», но и других.

Интересен такой момент: всех – и взрослых, и детей – поделили на условные группы по гороскопам на стихии – огня, воды, земли и воздуха. Исходя из даты рождения каждого. Так что при формировании команд обошлось без обид и недомолвок. Каждая группа творила по своим возможностям, и в итоге все получилось интересно, без каких-либо скидок на физическое состояние. Все – так все! На лыжах – так на лыжах! Идти не можешь – так хоть на месте можешь потоптаться. Если чуточку передвигаешься – скользишь в лес, тем более, что есть опора – палки. Ходоки порезвее норовили поглубже в чащу, под царственные снежные гроздья елей и пихт. В общем после таких разминок румянец во всю щеку разукрашивал счастливые ребячьи лица.

Однако этими прогулками дело не ограничивалось – после тихого часа детей ждали тренировки в бассейне и йога. А вечерами – знакомство, обретение друзей, желание показать все, на что способен, главное – не быть хуже, не казаться немощным. И каждый вечер выливался в очередное представление.

Детям все казалось интересным и важным. Здоровые ребята-спортсмены обретали не менее важное качество – умение видеть, где, в чем и как требуется помощь, находить подходящую форму поддержки и заинтересованности. Повсюду всех сопровождало внимание взрослых тренеров, которые по-умному вносили свои коррективы, без всякой игры в поддавки.

Хорошие человечки получаются

Уже сегодня идут обычные тренировки. Занятия расписаны по месяцам, неделям и дням на год вперед. Впереди соревнования, завоевывание званий, подтверждение своих возможностей детьми, а вместе с этим – наглядный и реальный результат вложенных в детей умений, усилий, желаний и любви со стороны тренеров-реабилитологов. И к детям, и к делу, которым они заняты. Без лишних слов, без подверстывания этих дел под официальные прописи об инклюзии.

Самым сложным в своей работе считают педагоги не работу с детьми, порой очень трудными в физическом плане, а сборы средств. Это  отвлекает от настоящего дела, и порой приводит к параличу всяких желаний и дел. Только вот дети и их родители не дают сломаться. Не позволяют. Как-никак они и есть тот стимул и осознание будущего.

— Видя наши успехи по результатам поездки в Уфу на соревнования, — информирует Наталья Киселева, — краевой центр физкультуры и здоровья выделил нам деньги на поездку в Башкортостан. И мы вновь привезли разряды и медали. Центр также выделил средства на спортивную форму и инвентарь.

— Команда Башкортостана считается в числе пяти сильнейших по России. Если судить по результатам этих соревнований, то мы выходим на тот уровень, который не стыдно показать. И занятия, и сборы, и узнавание друг друга – все способствует росту и реабилитации, — подводит к определенным выводам Константин Дылдин.

— А еще – хорошие человечки получаются, — добавляет Наталья Киселева.

Галина ДУБНИКОВА