И попали мы в сказку …

В центре – руководитель лагеря тренер К. В. Дылдин

В центре – руководитель лагеря тренер К. В. Дылдин

В эти зимние каникулы мне предстояло отправиться в лагерь под названием «Лесная сказка». Поехали обычным составом: организация «Движение плюс» (дети-пловцы с ограниченными физическими возможностями и их родители), группа здоровых спортсменов и тренеры: Константин Валерьевич Дылдын, Любовь Ивановна Сюткина, Андрей Юрьевич Семенов, Наталья Валерьевна Киселева, Юлиана Юрьевна и Ульяна Константиновна. Поскольку дело было под Новый год (как, впрочем, и в прежние года тоже), нужна была сказка для новогодней ночи. Написать ее доверили мне с моей подругой Лерой. Не сказала бы, что обрадовалась этому, но что делать. Пришлось писать. В стихах. Но вообще, как оказалось, самое сложное – это начать. Дальше уже становится интересно, мысль развивается, приходит вдохновение… И вот вышла «поэма» аж на десять листов.

Чемоданы собраны, все снуют по квартире туда-сюда и волнуются. Ведь едем мы всей семьей: мама-тренер, папа-помощник и брат Алешка. Да и меня, участника команды, тоже одолевает беспокойство. Ну куда же без этого?

29 декабря Вечером, в день приезда, мы – а это 75 человек – решили отрепетировать новогоднюю сказку. Роли распределили довольно быстро. Сказка была о Снежной королеве, поэтому главная роль без лишних обсуждений досталась Любови Ивановне – нашему старшему тренеру, чему она искренне обрадовалась. И  другие интересные персонажи тоже были. Роль маленькой разбойницы досталась Наде – девочке с поврежденным слухом, приехавшей в составе группы «Движение плюс». Как выразился тренер: «Она была просто создана для этой роли». И правда, роль вполне соответствовала бойкому характеру девочки. Также нам предстояло продумать множество таких важных деталей, как, например, музыка и декорации. Декорации для сказки делали все ребята, а выносить их поручили мальчикам из «Движения плюс» — Мише и Юре. Разделились мы на равные команды по частям света:  Скандинавия (куда попала я), Египет, Китай и Бразилия. Отныне нам всем предстоит соревноваться между собой и зарабатывать баллы каждый день до конца смены.

31 декабря Подготовка идет полным ходом, все бегают и суетятся. Больше всех, конечно, я. Все-таки сложновато быть одновременно актером (пусть и второстепенной роли), режиссером и сценаристом. Зато когда сидишь в режиссерском кресле (ладно, в моем случае это была обычная столовская табуретка) и руководишь происходящим на сцене, тем, что сама же придумала, испытываешь непередаваемое ощущение. Вроде бы все к празднику подготовились.

1 января Можно сказать, новогодний праздник прошел на «ура». Сказку отыграли замечательно! Хорошо справились все: Миша и Юра всегда успевали вовремя выносить декорации (а ведь это довольно сложно, когда совсем не слышишь), Надя была очень обаятельной Разбойницей, хотя говорить реплики за нее пришлось Наталье Валерьевне – у девочки небольшие проблемы с речью. Ну а Любовь Ивановна продемонстрировала свое недюжинное актерское мастерство. Я, как всегда, слегка перенервничала. После сказки организовали банкет, на котором наш несравненный Константин Валерьевич исполнил роль… президента Российской Федерации – выглядело это довольно забавно.

3 января Нам объявили: к Рождеству каждая команда должна представить свою собственную сказку. Для конкурса. Не успела я отдохнуть от предыдущей… Ну что ж, будем развивать тему викингов. По распорядку нашего пребывания в лагере мы каждый день катаемся на лыжах. Мы, старшие, обычно делаем по два круга (10 километров). «Движение плюс» и младшие ребята – по одному. Пока что прокатиться удалось только один раз (лес, как в настоящей сказке, изумительно красивый, когда скользишь, не перестаешь удивленно восхищаться…). А в остальные дни стояла слишком холодная погода, и вместо лыж мы играли в футбол. Не большой я любитель футбола, но довольно весело. А ребята помимо лыж и футбола ходили еще в бассейн. Я, к сожалению, туда не ходила. По словам тренеров, у многих ребят наблюдался явный прогресс (как у здоровых, так и у детей из «Движения плюс»).

5 января Сегодня мы выступили с нашими сказками, и, должна сказать, постарались все команды на славу: «Китай» сделал великолепный театр теней, «Америка» показала настоящие приключения, «Египет» – забавную легенду о древних богах, ну а мы инсценировали довольно смешные рассказы старого Викинга. Здесь тоже многие отличились: главные роли исполнили девочки из «Движения плюс» — Кира и Лиза с поражением опорно-двигательного аппарата. Получилось у них просто блестяще, а Юра (мальчик с поражением слуха), как и в прошлый раз, занимался установкой декораций.

6 января Сегодня состоялась рождественская «Минута славы», и прошла она довольно неплохо. Многие ребята рассказывали стихи. Илья Мазырин – мальчик из «Движения плюс» (с нарушением опорно-двигательного аппарата), рассказал стихотворение собственного сочинения, Ирина Домнич (с нарушением интеллекта) спела великолепную песню, а Лиза Бобкова и Маша Мальгина отлично спели дуэтом. В общем отличились многие, я просто устану перечислять, поскольку выступили почти все ребята. А тренерский состав показал нам забавную сценку в стиле «Болливуд».

8 января Наш последний день – сборы и подведение итогов. Я  думаю, что у многих ребят, как здоровых, так и из «Движения плюс», наблюдался заметный прогресс. У кого в спорте, у кого в творчестве, кто-то стал гораздо общительнее. Итоги подведены, и завтра мы уезжаем. Эта смена, по-моему, выдалась интересной и насыщенной, скучать уж точно не пришлось. Я очень рада, что вся наша компания была такой дружной.

Александра КИСЕЛЕВА, ученица школы № 2 г. Перми

Line

Эти дети – настоящие!

Дневник – дневником, а живое общение с ожившими персонажами дневника – дело другое. Их комментарии, оценки, фотографии помогут воочию представить реализацию все чаще звучащих слов об инклюзивном образовании. Итак, слово семье Киселевых – одной из организаторов, вдохновителей, создателей физкультурно-оздоровительного центра «Движение плюс». О нем писалось не раз на страницах «Здравствуй!». Тренер по плаванию Наталья Валерьевна занимается с больными ребятишками реабилитацией и паралимпийским видом плавания. Она сумела настроить соответствующим образом всю свою семью. Репортажи дочери Н. В. Киселевой Александры, ученицы 7-го, а теперь уже и 8-го класса пермской школы № 2, не раз знакомили с ребятами из «Движения…», с их возможностями и талантами. Сегодняшний разговор о зимней «Сказке».

Саша: Мы, как только приехали в профилакторий под Соликамском, довольно большая группа, человек 75, в том числе 13 родителей, которые помогали своим ребятам из «Движения плюс», тренеры, – мы все поделились на четыре группы. Если в прошлом году наше условное распределение проходило по знакам Зодиака, то в этом – по частям света.

Корр.: Не случалось ли, что за ребенка задание выполнял родитель, а он сам никак не участвовал?

Саша: Иногда такое наблюдалось, обычно когда дети-инвалиды чересчур тяжелые или очень стеснительные. Но чаще всего родители брали на себя второстепенную роль. В основном они активно старались продвигать своего ребенка к каким-то действиям.

Наташа: Даже если дети были пассивны, все равно учились: смотрели, набирались опыта. Потому что у нас не просто лагерь, а своего рода школа: здоровые дети, общаясь с ребятами с физическими  проблемами, родители проходили предметный урок налаживания контактов. Уже третий год мы едем зимой в этот спортивный лагерь-профилакторий. И я наблюдаю, что ребята становятся активнее. У тех, от кого я вообще ничего не ожидала, вдруг открылись замечательные способности. Многие подросли, пообвыкли, легче и проще стали сходиться со здоровыми сверстниками, активно участвуют во всем – и в сценках, и в ролевых играх. Открываются дети. Причем они ждут этой поездки и заранее начинают тормошить родителей:  когда?  Когда поедем?

Корр.: Саша, а как ты конкретно общалась с ребятами? Были ли какие-то сложности?

Саша: С разными – по-разному. Вот, в частности, в нашей команде было достаточно много ребят, в том числе и из «Движения плюс». С кем-то, не скрою, трудновато приходилось. Один мальчик с поражением слуха сам по себе не общительный. Я старалась найти к нему подход. В общем в театральных представлениях были задействованы все, и он тоже – то декорации носил, то еще какую работу выполнял. А, например, с Лизой и Машей подружились, и не чувствовалось никаких барьеров.

Корр.: То есть тебя никаким образом не смущало ни их передвижение, ни форма общения?

Саша: Я вообще перестала на это обращать внимание, мне с ними было просто легко.

Корр.: Как у вас, у организаторов, распределялись роли? Ты – своего рода и культорганизатор, и режиссер, и сценарист… Мама – тренер, папа – помощник.

Саша:  Не совсем так. Старшие мальчишки взяли на себя роль капитанов. У нашего Вани Дылдина обнаружился замечательный организаторский талант. Я обычно подавала идеи, а Ваня их реализовывал, организуя всю команду.

Наташа: Старшие ребята, по сути, становились старшими вожатыми. В паре они дополняли друг друга, все делая в тандеме.

Саша: Но и сами ребята с инвалидностью были активными. Одна девочка буквально брала нас с Ваней за шиворот: пошли, мол, надо что-то делать. Такой моторчик, активная, из обоих корпусов вмиг вытаскивала ребят на общие сборы.

Корр.: Хорошо передвигается? 

Саша:  После операций стала ходить, прихрамывает, но все равно передвигается быстро, падает, встает, и снова падает, но все равно бежит. Хотя еще маленькая, лет 10, но такая умненькая, быстро соображает, быстро все делает.

Корр.: То есть вы наглядно продемонстрировали инклюзию в спорте, отдыхе. А как лично относитесь к этой форме обучения в школе?

Саша:  Если в классе опорник, у которого проблемы только лишь в передвижении, то никаких проблем. А вот если требуется кому-то больше времени для усвоения материала или обучения его по другому методу – вот тут вопрос. И ему самому не подойдет инклюзия, тяжело будет учиться со всеми, а другие дети только время потеряют. У нас даже не все здоровые усваивают программу, а тут… Неподходящий вариант. В классе учится мальчик, над которым издеваются, что он не совсем такой, как все, на­ив­ный, добрый, что ли. Но он же учит, запоминает, переходит из класса в класс! И мы потихоньку привыкаем к нему, что он не такой, как мы.

Корр.: Однако вернемся к событийной теме. Итак, если по-научному, то инклюзия претворялась повседневно, начиная…

Саша: Начиная с подготовки к Новому году, распределения ролей по той сказке, что написала со своей подружкой.  Мы смотрели, кто что может, кому какая роль ближе. Причем задействованы были все – тренеры, родители и дети. Как здоровые спортсмены, так и наши из «Движения плюс». И каждый так здорово играл! Так вжился в условные превращения! И Герда, и Кай!

Наташа: Даже если не находилась роль по сюжету, то испльзовали в роли фоторепортера или декоратора. Пока артисты наши готовились, родители накрывали столы – ведь был канун Нового года… Очень красиво оформили – не хуже, чем в ресторане, все в фольге, со свечами, с елочками – романтично! Ну и, конечно, под утро разносили подарки.

Корр.: Это все хорошо. Однако праздник не вечен. А что дальше?

Наташа: А дальше все по расписанию, входили в режим:  лечение – тренировки – общение – прогулки. К тренировкам относили лыжные прогулки, обычно утром, а затем проходили занятия в зале – либо общефизическая подготовка, либо йога, конечно, по группам, с тренерами. Коли мы жили в профилактории «Лесная сказка», то устраивали разные превращения, конкурсы. Игрушек, песен, сказок. Все это показывали, а потом все вместе оценивали. Вся тема лагеря, всех наших мероприятий посвящалась частям света.  Каждая команда выбрала себе свою часть. А сказки соответствовали народам этих стран, и костюмы, и особенности учитывались. Еще до поездки в лагерь Саша нашла много материалов из книг, из Интернета о разных странах всех континентов.

(К разговору подключается еще один член команды – глава семейства Олег, который быстро вошел в тему о восприятии со стороны здорового человека инвалидов, поскольку и сам принимал во всем самое активное участие)

Олег: Конечно, вначале приглядывался. Не скрою, было тяжело. Не столько из сочувствия, как из-за непонимания, как и что мне делать, чем помочь, как реагировать. Я и на соревнованиях у Наташи бывал не раз, и вот уже в третий раз съездил в лагерь. Мне, например, очень понравились дети с нарушением слуха – они такие эмоциональные, прикалываются и в то же время очень открытые.

Корр.: И все-таки, с вашей точки зрения, какие дети – эгоистичные из-за чрезмерной заласканности или, напротив, озлобленные, срывающие досаду, которая в них накопилась из-за недуга?

Наташа, Олег, Саша, перебивая друг друга: Они – обыкновенные, как все дети, в разные моменты, судя по обстоятельствам, разные. Они настоящие. Кто-то более расположен к общению, есть, напротив, закрытые, к кому нужно искать подход. Но озлобленность? Нет – этого не замечали. У всех разный характер, как у любого. Они учили нас видеть в себе обычного человека. И стена некоего первоначального отчуждения растворялась.

Олег: Я очень люблю Наташину работу, особенно в лагере с самыми разными детьми. Именно они и учат нас, здоровых людей, подходить к детям, как к обычным.

Корр.: Вы пробыли в лагере 11 дней, приходилось заниматься, придумывать разные развлечения. Устали?

Саша:  Я не особенно. Вернулась домой – хотелось все переварить, книжки почитать, да просто побездельничать немножко. Ничегонеделание хорошо только после того, когда что-то много и хорошо поделаешь.

Корр.: Олег, а что вас больше всего удивило или поразило в повседневных встречах?

Олег: Я участвовал везде и во всем. Особенно понравился вечер, когда все читали стихотворения. Даже те, на кого и не думал, что могут. Выступали и те, кого постоянно одергивали, маленькие хулиганчики. А почему? А потому, что баллы команде зарабатывали. Мотив появился: на них рассчитывали! Причем были активны буквально все дети. Звучали, представьте себе, и Шекспир, и Есенин, и произведения по школьной программе, и авторские стихи.

Корр.: Между вами, тренерами, родителями, детьми, как посмотрю, сложилось некое братство. Не перерастало ли случайно оно в панибратство?

Олег: Не получилось бы. Тренеры очень требовательны. Они и любят детей, и в то же время режим держат. Директора лагеря Константина Валерьевича Дылдина ребята вообще окрестили вождем, его боготворили. Есть правила, которые понимались ими с полуслова. Они знали: если не исполняют – отсеиваются. Этот лагерь сильнее всяких крутых курортов. Сильнее во всех смыслах, здоровее, — подвел черту в нашем разговоре Олег.

Галина ДУБНИКОВА