И любовь, и вера, и борьба

oct2015-4-1

Нарушим последовательность изложения истории жизни этой женщины, остановимся на определенном срезе – вернее, датах этой жизни. Если конкретнее – творческой жизни Светланы Белявской. Именно творческий – 40 лет ее песенно-поэтическому этапу жизни.

Даже для словесного перечисления всех событийных дат за эти годы не хватит страниц, что уж говорить о ее жизненных страницах. День за днем она буквально завоевывала их. Ох, как не  просто и как не легко давались эти страницы, которые становились  событиями. Конечно же, не свыше, не по блату, а таким упорством, таким самоотречением от привычного комфорта и покоя, таким напряжением нервов, сил, здоровья, которые многим здоровым не под силу.

Во имя чего и за счет чего?

Во-первых, характер у Светланы сам по себе бойцовский. Чтобы не просто идти вопреки, наперекор, просто потому, что вот такой, мол, у меня характер. Причинно-следственные мотивы совсем иного рода.

Родилась с одной ручкой – уже отягчающее обстоятельство для всей дальнейшей судьбы. Непохожесть и первые неудобства компенсировала любовь родителей и их готовность сделать все для своей крохотули. И школьные подружки, казалось, не замечали – вместе играли, шептались, бегали. О какой-то там инклюзии – и речи не было. Просто было детство детей и понимание взрослых.

Впрочем, пора перейти к определенным фрагментам из Светланиного послужного списка. Итак, 1975 год – закончена средняя школа № 96 г. Перми. Работа старшей пионервожатой, экскурсоводом, распредработником в цехе металлоконструкций завода им. Свердлова. Затем учеба в институте культуры. Ну а после – работа в ДК им. Свердлова, на радиостанции «Авторадио».

Работа – работой, упорный характер – характером, но есть еще нечто большее, что заставляет думать о себе и нести в себе, – это звучащее в глубине души слово. Не то чтобы началась вторая жизнь Светы Белявской – шло становление поэта-песенника. Разумеется, и слова-то рождались словно сами собой, в песенном режиме и такте, с повторами, в основном о любви – о переживаниях, боли, радости, очаровании, разлуках.

Как каждая девушка, Светлана проживала все эти моменты, которые воплощались в избранном ею жанре. Безусловно, коль стихи написаны – начался поиск и композиторов, которые бы почувствовали ее строки и окрасили их звучанием, аранжировкой. И исполнителей, которые бы дали песне дальнейшую жизнь, разделив ее со слушателями.

Согласитесь, замах основательный. Вот когда пригодился бойцовский характер этой девушки. Встречали ее отнюдь не с распростертыми объятиями. Ни композиторы, ни исполнители. У многих из них всегда достаточно песенных стихов.

Однако же карта выпала: внимательно вникнув в предлагаемые строфы, Игорь Николаев сумел их услышать, выразить в мелодии,  а затем первая профессионально написанная им песня «Садовник» стала достоянием слушателей.

Безусловно, первая внушительная победа придала уверенности и вызволила буквально вулкан новых строк.

Если кто предположит, что поток композиторов и исполнителей прямо-таки хлынул, то все было отнюдь не так. Ринулась в дальнейшие поиски и свое утверждение сама Светлана. А чего это стоило, и представить трудно. Предложения, разговоры, уговоры – одно. Помимо пермских музыкантов и исполнителей шло настойчивое внедрение в московскую песенную братию. С личными потерями комфорта – пришлось расстаться со своей квартирой. Москва буквально пожирала ресурсы. В то же время обретенные друзья, как певица Екатерина Шаврина или композитор Людмила Лядова, которые в последующем исполняли многие песни на слова Белявской, оказывали всяческую поддержку и помощь.

Вновь обращаюсь к «послужному списку» Светланы: песни на ее стихи исполняют такие знаменитые певцы, как Н. Басков, Ф. Киркоров, В. Добрынин, Л. Долина, М. Шуфутинский, А. Серов и многие-многие другие. А писали на ее слова музыку Ю. Маликов, В. Пресняков (старший), В. Матецкий, В. Окороков и другие. Звучат эти песни на ведущих телеканалах и радио­станциях России. Всего исполнителей – 96, а песен 163.

Эта женщина научилась не отчаиваться, не останавливаться, когда случалась пробуксовка, а идти только вперед, подчас и на таран.

Песни – жанр особый, который требует подхода и рассмот­рения их одновременно как с точки зрения слова, так и мелодии. Раздели их – стих распадется, а подчас невыразителен. Особую огранку и окраску придает им исполнитель. Наиболее выразительными, с умением акцентировать отдельные моменты и создавать жанровую картинку, на мой взгляд, стали Игорь Николаев и Екатерина Шаврина, хотя и другие исполнители умеют найти и донести изюминку.

Ну а дальше – больше: творческие вечера, благотворительные концерты. Благо, она же и продюсер, и сценарист, и ведущая, и режиссер. Правда, за «кулисами» остаются не столь парадные моменты, как-то поиск залов, сцен, уговоры-договоры, поиски спонсоров и т.д. и пр.

Создаются и выходят сборники стихов к очередному творческому порубежью. Разумеется, деятельность Светланы Викторовны не остается незамеченной – ее награждают специальным дипломом известного поэта Риммы Казаковой, она становится лауреатом многих телевизионных фестивалей «Песня года», победительницей фестиваля «Женщины Перми – 2002», членом Союза писателей России. А благодарственных писем – не счесть. И за общественную деятельность, и за жизненную позицию, патриотизм и благотворительную деятельность. Она бесплатно проводит концерты в домах престарелых, исправительных колониях, для ветеранов и молодежи, в помощь детям-инвалидам.

Конечно, обо всем не расскажешь. Лучше и определеннее о себе, о цели и смысле жизни сказала сама Светлана Викторовна Белявская: «Я вижу смысл своей жизни в верности песенному творчеству, в приобщении людей к благотворительности». Подтверждение этих слов – в звучащих песнях, в выходящих сборниках стихов-песен, в дисках песен, в организуемых концертах. Наконец, в самом характере нашей героини. В ее умении преодолевать преграды и не жалеть себя.

Галина ДУБНИКОВА