ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

На планете Земля проживают более 7 миллиардов человек.  Каждый из которых совершенно уникален, отличен от других и имеет свои особенности, возможности, личностные качества и многое другое. Но есть то, что объединяет абсолютно всех людей, это – эмоции.

Ежедневно человек проживает множество положительных и отрицательных эмоций. Они делают нашу жизнь яркой, интересной и насыщенной. Когда мы были детьми, нас мало кто учил тому, что такое эмоции, чувства и что с ними делать. Да и во взрослой жизни мы сами не всегда понимаем, почему радуемся, грустим или злимся, как объяснить доступным языком другому человеку, что мы чувствуем. Не каждый взрослый знает, что свое эмоциональное состояние можно научиться регулировать, освоив простые техники, применяемые в житейских ситуациях.

Когда мы понимаем себя, умеем работать со своими эмоциями, наша деятельность становится более продуктивной, мы лучше понимаем состояние друг друга, и взаимоотношения с окружающими настраиваются на эффективное общение и сотрудничество. В свою очередь, игнорирование своего эмоционального состояния и неумение работать с ним приводят к тревожности, стрессам, чувству одиночества и психосоматическим заболеваниям.

Эмоциональный интеллект (умение дружить с эмоциями и чувствами) – это важная способность распознавать и понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать для решения задач в достижении результатов, его можно и нужно развивать с детства и на протяжении всей жизни.

Для развития эмоционального интеллекта и ребенку, и взрослому необходимо вместе постигать мир эмоций, последовательно проходя 4 основных шага.

Шаг 1.
Учимся распознавать эмоции

Изучайте азбуку эмоций и основные их проявления вместе с ребенком. Например, чем отличается радость от грусти, удивление от страха, как они выражаются в мимике и поведении человека.

Радость – проявляется в виде улыбки, смеха. Характеризуется открытой позой, энергичными движениями, может сопровождаться танцем, хлопками в ладоши. Характерной чертой искренней радости является «улыбка глазами», когда вокруг глаз появляются складочки-лучики. Печаль – хмурый взгляд, поникшая голова, плечи, уголки губ опущены, нижняя губа заметно выступает. Для печали характерно снижение активности: движения и жесты становятся медленные, речь замедленная, голос слабый и тихий.

Говорите друг другу об эмоциях, помогайте детям распознавать их, задавайте себе и ребенку вопрос «Что я чувствую сейчас?»

Когда замечаете яркое эмоциональное состояние другого человека, скажите: «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь…» – и назовите эмоцию. Спросите, верна ли ваша догадка.

Озвучивайте собственные эмоции: «Я чувствую радость, потому что…», «Я огорчен(-а), потому что…» Когда мы делимся своими переживаниями (и приятными, и не очень), мы не только учимся распознавать свои эмоции, но и создаем атмосферу доверия и открытости в отношениях с другими.

Ведите «Дневник эмоций» – записывайте, зарисовывайте эмоции, которые возникают у вас в течение дня, в определенных ситуациях это позволит вам обращать внимание на свое состояние и связывать его с определенными событиями.

Важно уметь распознавать не только свои, но и эмоции других людей. Здесь прекрасным инструментом выступят, в зависимости от возраста и предпочтений, картинки, книги, фильмы, мультфильмы и т. д. На примере героев можно тренироваться в умении распознавать эмоции.

Шаг 2.
Изучаем ресурс каждой эмоции, учимся грамотно их использовать в решении задач

Все эмоции нужны, все эмоции важны! Несмотря на то, что любая эмоция имеет положительный или отрицательный окрас, каждая из них может научить нас чему-то:

Радость поможет творить, придумывать, увлекаться, узнавать новое.

Злость поможет отстоять свою точку зрения.

Доверие научит дружить и поможет сохранить связь с людьми, которые нас любят, заботятся о нас.

Страх поможет держаться вдали от опасности.

Удивление научит узнавать новое.

Печаль поможет быть более внимательными и замечать ошибки.

Отвращение убережет нас от всего опасного и вредного.

Анализируйте, обсуждайте со своими близкими эмоцио­нальные ситуации. Так вы научитесь взаимодействовать со своими эмоциями и доверять им: что случилось в течение дня, какая эмоция помогла или могла бы помочь в каждом случае. Создавайте союз с ребенком, другом, родителями, чтобы они знали, что в сложной ситуации вы всегда готовы прийти на помощь.

Шаг 3.
Учимся понимать причины появления эмоций, развиваем осознанность

Важно также прояснять причины, вызвавшие эмоцию, – почему эта эмоция возникла и с чем она связана. При просмотре художественных фильмов, чтении произведений обращайте внимание на причины и последствия проявления определенных эмоций. Тем самым мы учим себя и других осознавать последствия эмоций, а это важный шаг к саморегуляции и управлению своим поведением. Анализируйте ситуации, в которых вы реагировали эмоциональнее, чем, по вашему мнению, следовало бы, что послужило причиной такой реакции.

Шаг 4.
Учимся управлять своими эмоциями

Управление эмоциями, или саморегуляция – это комплексная способность, развить которую помогают три предыдущих шага. Важно научиться переходить из одного эмоционального состояния в другое, взять под контроль сильные, интенсивные реакции.

Вспомните последнюю ситуацию, когда вы разозлились. Что первоначально хотелось сделать (закричать, хлопнуть дверью, ударить)? Затем попробуйте сосчитать до десяти, при этом стараясь дышать ровно и спокойно, наблюдая за дыханием. Как поступите сейчас? Вероятнее всего, ваша реакция на происходящее будет спокойнее, чем в первом случае.

Отрабатывайте шаги ежедневно, развивайте в себе, в детях эмоциональный интеллект. Делитесь друг с другом положительными эмоциями!

Развитый эмоциональный интеллект значительно улучшит качество вашей жизни: вы сможете самостоятельно принимать решения, станете более критичными к собственным действиям и восприятию критики других, повысится самоконтроль поведения, появится эмпатия, вы лучше узнаете себя и будете принимать себя таким, каким вы являетесь.

Наталья Коновалова
психолог, преподаватель пермской
школы № 18 для детей с ОВ