ДОСТУПНО!

О государственной программе для людей с ограниченными возможностями здоровья «Доступная среда» говорят все чаще. Правда, статистика об увеличении количества пандусов, лифтов и спецподъемников в зданиях инфраструктуры и общественных местах красива лишь на первый взгляд. В Лысьве о каких-либо глобальных улучшениях в этой сфере говорить пока рано: новые здания строятся редко, а старые объекты элементарно не приспособлены для создания в них доступной среды.

Нажми на кнопку – придут на помощь

Обновить гардероб, купить украшение, аксессуары или товары для дома… Казалось бы – чего проще? Но если ты инвалид-колясочник, поход по магазинам становится настоящим испытанием. Как попасть в торговый центр? Помогут ли прохожие или сотрудники здания? Совместно с членом общества инвалидов Олегом Сергеевым отправляемся на эксперимент.

Первая точка – лысьвенский торговый центр на ул. Мира.

Заехать внутрь по уличному пандусу нетрудно, сложнее с дверьми. Помогают прохожие: женщина придерживает дверь, мужчина подталкивает коляску. Первые секунды в здании, и взгляды покупателей и продавцов ближайших отделов устремлены на моего «особенного» спутника. Подъезжаем к лестнице, ведущей на второй этаж, и видим кнопку – «Вызов помощи». Без подмоги явно не обойтись: нет ни лифта, ни спецподъемника. Не успеваем нажать, как навстречу спускается охранник. Мужчина категорично просит убрать фотоаппарат, подчеркивая, что съемка в торговом центре запрещена. Не помогает и объяснение цели нашего визита. Все вопросы охранник адресует начальнику службы безопасности, который находится на втором этаже. Приходится оставить моего спутника одного возле лестницы.

– Вы пришли вдвоем? У инвалида есть родственники, которые помогают передвигаться? – засыпает вопросами начальник.

Если бы рядом был отец или брат Олега, неужели сотрудники магазина не помогли бы? Беседа сводится к одному: чтобы подняться наверх, нужно нажать кнопку вызова.

Спускаюсь к спутнику. Вижу – заскучал. Включаю секундомер, нажимаю на кнопку. Мгновенно спускается уже знакомый охранник. Правда, неизвестно: сработал ли сигнал, или сотрудник был наготове? Пару минут ждем еще одного охранника, вместе с ним – женщина со стулом. Что-то новенькое… Двое мужчин под руки берут Олега, поднимают на второй этаж и усаживают его на стул. Ждем, пока спустятся за коляской. Спрашиваю: безопасно ли оставлять техсредство внизу? Мужчина немногословен: «Здесь камеры!»

На втором этаже трудностей не возникает: сотрудники службы безопасности помогают колясочнику со ступеньками в коридоре на протяжении всего нашего пути. Вниз спускаемся тем же способом: взяли под руки, усадили на первом этаже на стул, принесли коляску, пересадили в техсредство.

– Такое со мной впервые, – говорит Олег Сергеев. – Как правило, сотрудники магазинов поднимают меня вместе с коляской. Если торговые центры нам еще удается «избегать», находить альтернативу, то, например, со стоматологической больницей так не получится. Приходится отцу одному поднимать меня по лесенкам…

За исключением конфликта журналиста и службы безопасности проблема с подъемом инвалида-колясочника решилась благополучно. А, значит, люди с ОВЗ могут рассчитывать на помощь в этом торговом центре.

Такие лифты в Лысьве – редкость

Двигаемся в сторону торгового центра на ул. Федосеева.

Здесь для людей с ограниченными возможностями здоровья установлен специальный подъемник. Изучаем инструкцию и понимаем: ключа, который запускает механизм, нет! Где же человек, ответственный за доступную среду в здании? Пришлось обойти оба этажа, прежде чем охранник указал на нужный номер на кофейном автомате. Квест, не иначе…

Звоним. Мужчина извиняется, просит подождать пять минут и вскоре подходит к нам. Оказывается, мы не первые, кто ищет его по всему торговому центру. По словам Андрея Эмиль­евича (так представился сотрудник магазина), в ближайшее время его номер появится прямо на спецустройстве.

Наш помощник включает подъемник, инвалид-колясочник заезжает на него.

– Нажимаете на кнопку, опускаются поручни, поднимаются бордюры, – рассказывает Андрей Эмильевич о правилах управления спецустройством. – Зажимаете кнопку, подъемник двигается. Кстати, вы поставили коляску на тормоз? Нужно обязательно сделать это: техсредство может покатиться.

Медленно и очень аккуратно спецустройство поднимает Олега на второй этаж. Сотрудник магазина идет рядом, контролируя процесс.

Часто ли приезжают сюда люди на инвалидных колясках? Знают ли они о новом для города подъемнике?

– В моей практике вы – четвертые или пятые, – говорит мужчина. – К напарнику тоже обращаются люди с ОВЗ.

Оказывается, и Олег не знал о подъемнике. Он рад, что в городе видны улучшения в сфере организации доступной среды.

Благодарим сотрудника торгового центра за ответственный подход  к работе и таким же способом спускаемся обратно.

За нами не повторять!

Решаем проверить крупный ТЦ на ул. Пионеров.  Заезжаем внутрь, находим охранника. Мужчина в растерянности: на его практике мы – первые посетители на инвалидной коляске. Он предлагает подняться на эскалаторе. От помощи не отказываемся, даже несмотря на то, что такой опыт может закончиться травмами.

Олег Сергеев заезжает на эскалатор первым, сотрудник службы безопасности встает сзади, крепко держа коляску. Да уж, удержать колясочника под наклоном непросто – техсредство может покатиться назад.

– Передние колеса коляски могут застрять на эскалаторе, – рассказывает Олег о своем опыте катания на «волшебной лестнице». – Нужно быть крайне осторожным!

– Да, без мужской силы здесь не обойтись! – заключает охранник. – Девушка однозначно не удержит.

Он предлагает погулять по торговому центру, а затем позвать его. Мы не стали отвлекать сотрудника от работы, тем же путем вернулись на первый этаж.

На улице подводим итоги эксперимента. Задача выполнена: во всех трех зданиях мы поднялись на второй этаж. При этом каждый раз на помощь приходили сотрудники торговых центров. Отрадно, что собственники помещений пре­дусматривают возможность посещения ТЦ маломобильными горожанами, устанавливая, например, кнопки вызова помощи. Вдвойне приятно появление спецлифтов. Для Лысьвы это – маленький, но значимый шаг к инклюзии.

Ирина Попкова