Безбарьерная среда – среда доступная?

3-6

Прошло достаточно много времени с тех пор, когда начали говорить о том, что и как сделать для инвалида на коляске. Хочу поделиться своими наблюдениями о городской среде в г. Перми. О доступной или безбарьерной среде, как я ее понимаю, конечно, проще, чем в Конвенции ООН

Итак, что я вижу сегодня? Может ли инвалид на коляске жить где угодно, когда угодно и сколько угодно? Ни средств (на данный момент у государства), ни возможности (по архитектурным и историческим соображениям), чтобы оснастить пандусами или подъёмниками все места проживания инвалидов, — нет. Думаю, процентов девяносто выбираются из жилищ с помощью родных, близких, друзей. Единицы выбираются на работу самолично, добиваясь установки пандусов и подъёмников у места своего жительства и у работы. Десяткам удается бывать на улице почти каждый день, а сотням ещё реже.

Скажу, где приходилось быть мне. Это Министерство социального развития (соцзащита), Сбербанк, БТИ, протезно-ортопедическое предприятие, ВОИ, Министерство социального страхования, вокзалы, аэропорты, зоны отдыха, парки, кафе, кинотеатры, театры… А не дай бог, если еще в полиции надо какие-то вопросы обсудить…

До конца нигде, смею заметить, не продумана возможность пребывания на коляске. Правда, Сбербанк – исключение. Только если бы пандус был оснащен подогревом от скольжения (на зимний период), это было бы большим плюсом. В цивилизованных странах делают так давно и даже на ступеньках вокзалов.

Пермский «Эверест»

Примечательно расположение учреждений на ул. Петропавловской, 97, куда добираешься с трудом, как и в департамент социальной политики Администрации города Перми, в экспертный состав № 4 главного бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю.

Действительного, тому, кто доберётся и попадет в эти учреждения на коляске или пеший пенсионер зимой, в дождь, тому точно нужно вручать премию «Преодоление».

И сколько таких учреждений, которые по статусу должны быть доступны всем пенсионерам и инвалидам, а в них практически иногда двери с таким доводчиком, что еле их откроешь, а потом стремительно, как в гонках «Формула-1», проскакиваешь, чтоб не зашибло…

Следующие барьеры – это тротуары, переходы, дворы. Далее: ездить в автобусе на коляске нереально, тем более каждый день, а если еще утром или вечером. О зиме и разговора нет, всё понятно. Вижу выход только один – легковой автомобиль (личный, такси, соцтакси, машина друга, родственника). Дворы в принципе не ремонтируются годами и десятилетиями. Надеюсь, новостройки будут построены с пониманием. Сейчас вот идёт дискуссия о новом театре: интересно, а в проекте будет учтена эта проблема?

А еще, думаю, должны быть обустроены зоны отдыха типа эспланады – без бордюров, с туалетом, с кафе (из которых не выставят), где можно было бы перекусить, с автостоянкой для транспорта инвалидов. Желательно, чтоб таких зон отдыха по городу было больше.

И ещё о барьерах, которые бы могли устранить чиновники без больших денежных затрат. Несколько примеров из жизни. Летом 2014 завёл льготную карточку Сбербанка, подключил банк-онлайн. Где-то операторы в Сбербанке ошиблись, банк-онлайн не заработал. Звоню. Концов не нашёл. Говорят, приходите, разберёмся! А уже зима. Дождался лета. Решил сделать доверенность на жену, причём такую, чтобы она могла от моего имени совершать все житейские операции. Заплатил нотариусу. Оказалось, фикция. Закончилось действие сберкарты, жена уверенно идет с доверенностью в банк, чтобы обменять мою карту, ан нет. В доверенности прописано все: брать кредиты, снимать деньги и проводить другие финоперации от моего имени, — а вот чтобы получить карту – этого нет. Просил менеджера прийти на дом – не положено. За два года эта доверенность помогла один раз – поменять симку в телефоне. Три раза отказали: мол, нет такой записи в доверенности – и всё. Под конкретное действие новая запись – 500 рублей. Причём многие бюрократические вопросы с инвалидами можно было бы решить на дому, благо, машин у чиновников хватает. Да и нотариусу государство могло бы оплатить хотя бы одну-две доверенности в год. Да еще нотариусы работают по буквам: ты, к примеру, на букву «Ч», то и  катись на другой конец города, у которого эта самая «Ч», хотя у тебя в доме нотариус.

Еще об одном замечании, раз решился сказать. Удалось побывать мне на номинации «Преодоление». Понравилось. Однако и здесь несколько замечаний: подъехать к пандусу на автомобиле не удалось. Всё заставлено различным транспортом. Знак бы поставить, мол, высадка инвалидов. Подъезды к пандусу не были очищены от снега, и пришлось катиться по ступицы в снегу. В дверях не были положены мостки для перекатывания коляски через порог в двери. Возможно, где-то и был нормальный проход к месту проведения мероприятия, но информации об этом нигде не было обозначено.

Были на этом мероприятии чиновники и журналисты, которые много говорят о безбарьерной среде. Интересно, приметили ли они такие «мелочи»?

Ржавая  вертикаль

Магазины, аптеки, кафе и прочие заведения расположены на первых этажах. На ступеньках многих заведений прикреплены ржавые полозья, почти вертикально. Для кого это убожество сделано? Точно, не для инвалидов и мамочек с колясками. Кто разрешил? Или эта «ржавая вертикаль» для социального украшения города, как безголовые человечки? Не нужны в мелких точках и псевдопандусы – в таких магазинчиках на коляске не развернуться. А вот гипермаркет или большой магазин должен быть доступен инвалиду на коляске желательно в каждом микрорайоне. Ко всему сейчас большой магазин может быть зоной отдыха.

О лечении

Дал соцстрах мне путёвку в Усть-Качку. Прошу в «Энергетик» — в нем хоть что-то было оборудовано для инвалидов-колясочников. Закрыли! Помню, с какой помпой открывали, какие деньги были затрачены. В Усть-Качке бывал раньше, знаю, хороший санаторий, хорошая лечебная база. Но лечение – за километр. Сопровождающий превращается в рикшу. Номера в корпусах не приспособлены для колясочников, особенно санузлы. А может, это мне не повезло, просто номер такой попался?

Соображения на перспективу и день сегодняшний

Сегодняшние подъёмники, которые я видел, убожество, причём дорогое. Кресла-коляски, которые выдает соцстрах, – разработки прошлого века. Под них приходится делать и монстры-подъёмники.

Кратко изложу свою идею. Предлагаю делать «перила-транспортёр» и современное кресло-коляску, как единый конструктивный модуль. Внешне это почти обычные перила (никаких неудобств соседям и скандалов по поводу железных желобов). На лестничной клетке к перилам-транспортёру пристыковывается кресло-коляска, и инвалид спокойно спускается или поднимается. Самое замечательное в том, что такие перила могут быть установлены у крылечка, в магазине, в любом госучреждении и даже в полиции. Будет этакая универсальная конструкция на все случаи жизни. А значит, не столь дорогая. Если инвалид-жилец переехал, перила-транспортёр снимаются и ставятся там, где появилась в том потребность. Кресло-коляска также должна «брать» бордюры высотой 15–20 см, имея специальное приспособление. Повторю: это должен быть единый комплекс.

По всей стране должна быть единая система (не сложней сотового, миксера, газонокосилки) – и никаких барьеров тебе! Вот тогда-то инвалид на коляске может жить где угодно, когда угодно и сколько угодно!

Некоторые, прочтя мои соображения, скажут: утопия. Но было бы желание. Всю жизнь я проработал инженером и знаю – сделать такую конструкцию вполне возможно, тем более при современных технологиях. Для начала студенты из политехнического университета вполне могли бы сделать по этой теме дипломный проект.

Ну вот и всё, о чем хотел сказать. Удачи всем!

И еще мой совет не лениться, не жалеть себя, не бояться…

Валерий ЧИРКИН