Мы такие, как все

В редакцию «Здравствуй!» по электронной почте пришло письмо из Германии от автора многих книг, работ, статей в журналах и газетах Ирены Крекер. Внимание к нашим событиям и их героям вызвало ответное чувство благодарности. Думаем, читателям будет также интересно прочесть ее материал.

Мы такие, как все

Существует много мифов и легенд о людях с синдромом Дауна. Имеется сложившееся мнение о характерных чертах и особенностях этих людей. Но мне достаточно было нескольких дней общения с ними, чтобы понять, что в обществе порой существуют мифы, которые не соответствуют действительности.

С ребятами, артистами инклюзивной театральной студии «Пространство любви» из Перми, я познакомилась в ноябре 2016 года на четвёртом Московском фестивале «Нить Ариадны».  Прожив с ними в течение нескольких дней на одном островке, в гостинице «Привет», я поняла и почувствовала, что они – такие же, как мы, только искреннее, честнее, великодушнее. «Солнечные дети», которых не коснулся тёмный луч цивилизации, – такими они предстали передо мной в те ноябрьские дни.

Нужно сказать, что фестиваль «Нить Ариадны» стал уже традиционным. Он проводится для людей с ограниченными возможностями департаментами социальной защиты, здравоохранения и культуры города Москвы при поддержке благотворительных фондов «Высокое качество» и «Добрый век». Значение этого форума добра, света и тепла трудно переоценить.

Я приехала на литературную номинацию фестиваля уже во второй раз. Его участники знают меня, как немецкого автора «Записок практикующей медсестры», которые в течение двух лет публиковались на странице газеты «Психиатрия. Нить Ариадны». В свою очередь я знакомилась с их творчеством на различных площадках фестиваля.

С тех памятных дней прошло больше полугода. И вот недавно на сайте «ВКонтакте», просматривая видеофильм о лагере «Дружный», вижу знакомые лица  ребят – Антона Мысляева и Нади Мальцевой. На этой же странице в интернете выставлена видеозапись спектакля «Стихи звучали простодушно», знакомого мне по фестивалю в Москве. Просматриваю её несколько раз, вглядываюсь в лица ребят, внимательно наблюдаю за игрой каждого из артистов.

Хорошо помню день постановки спектакля на фестивале. Я решила тогда посвятить его моим новым знакомым, артистам с синдромом Дауна и другими ментальными отклонениями. Вспоминаю, как сразу после завтрака отъезжаем на автобусе от гостиницы. Сначала посещаем выставку художественного творчества. К середине дня мы – в киноклубе Эльдара Рязанова. Проходим за кулисы, начинается подготовка артистов к выступлению: костюмы, грим – всё, как везде, как всегда. Чувствуется слаженность действий руководителей студии, родителей, сопровождающих детей на выступлениях, и самих артистов. Никакой суеты во время подготовки да и позже – в процессе самого театрального представления. Вместе они – единое целое, театральная студия, творческая и сплочённая, получившая уже признание в родном городе.

Имена артистов хорошо известны в Перми. Это – Наталья Алексина, Иван Заворохин, Надежда Мальцева, Антон Мысляев, Екатерина Пищальникова, Вероника Постникова, Наталья Родина.

С Наташей Родиной, девушкой двадцатилетнего возраста, я познакомилась в первый день проживания в гостинице. С ней мы оказались в одном номере и сразу нашли общий язык. Позже, оставаясь вдвоём, говорили о музыке, артистах, певцах. К тому времени я уже закончила писать книгу о бардах. Сама находилась ещё под впечатлением работы над текстом, а девушка, приехавшая из Перми, охотно поддержала разговор на эту тему. Она знала песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Олега Митяева.

Позже, когда между нами пролегла ниточка доверия, Наташа рассказала и о себе: Живёт она с отцом и матерью. Окончила коррекционную школу. Получила специальность переплётчика книг. Искусство шить ей тоже знакомо. Но работу по специальности она не нашла, так и живёт на пенсию, выплачиваемую государством как человеку с ограниченными возможностями.

Наташа познакомила меня и с первыми шагами театральной студии «Пространство любви»: «Как-то мне позвонили из общества инвалидов Дзержинского района и пригласили на встречу с профессиональной актрисой пермского театра Аллой Викторовной Мезенцевой. Нас пришло тогда только двое: Антон Мысляев и я. Алла Викторовна показала нам основные приёмы актёрского мастерства мимов. Нам понравилось – решили встречаться раз в неделю. Мы стали приводить своих друзей. И собралось нас семь человек. Свою маленькую театральную студию назвали «Пространство любви». Вместе с нашей руководительницей Аллой Мезенцевой и режиссёром-постановщиком Андреем Максимовым мы начали готовить свои номера. Позже создали из них маленький настоящий спектакль».

За полтора месяца начинающие артисты отрепетировали первый номер, который назвали «Улыбайтесь чаще». Затем состоялся дебют на фестивале «Синяя птица». Этот фестиваль проводится в городе среди инвалидов ежегодно в рамках премии «Преодоление».

Конечно же, на своём первом выступлении ребята волновались. Но когда зрители одарили их громкими аплодисментами, молодые артисты, по словам Наташи, «получили огромный заряд положительных эмоций. Это было приятно и здорово!». В тот день они стали обладателями диплома второй степени в номинации «Оригинальный жанр».

Затем последовали выступления в 25-м училище на фестивале «Открытка», перед ветеранами Чусовского металлургического завода и другие. В мае они приняли участие в фестивале «Звездопад–2016», который ежегодно проходит в Добрянке. Позже их театральная группа выступила перед преподавателями и студентами колледжа искусств и культуры, и перед юными спортсменами в «Спартаке», и в парке имени Горького на фестивале уличных театров.

Из выступления Аллы Мезенцевой на интернет-сайте 59.ру: «…отправной точкой для создания труппы, которая называется «Пространство любви», стал московский «Театр простодушных». В Европе есть театр, где актёры с проблемами здоровья работают профессионально: они дают представления, получают зарплату, ездят на гастроли. Это тоже очень важно. Сейчас мы ставим миниатюры, используя пластику, пантомиму. С такими людьми надо заниматься с самого детства, их не надо причислять к инвалидам и навешивать ярлык. Просто нужно понять, что они иные. Хотелось бы поставить спектакль, в котором они могли бы говорить о себе и своих проблемах. Но пока мы только знакомимся друг с другом».

Алла Викторовна – человек дела и профессиональная актриса пермского театра. С самого начала она поставила перед собой и родителями ребят цель – создать не театральный кружок, а театр-студию и выходить с театральными постановками в пространство города и края. Сегодня эта цель достигнута.

А в тот памятный ноябрьский день в клубе Эльдара Рязанова я с волнением и неподдельным интересом наблюдала за ребятами из зала, снимая их на фото во время репетиции и в процессе их выступления перед переполненным залом.

Они не играли, а жили на сцене, настолько правдивы и естественны были их движения и выражения лиц. Они делали свою работу так, как умели, как их научили. Выполняя необходимые движения, проживали на сцене кусочек жизни. Они не играли на публику, а жили, и зрители видели, что эта жизнь доставляет им удовольствие.

Сценарий спектакля прост, как сама реальность. Это – рассказ о жизни, о времени, о человеке, о его встречах и расставаниях. Читаю в афише слова, являющиеся лейтмотивом, основной мыслью к спектаклю: «Жизнь состоит из множества знаков и символов, иногда мы их не видим или не замечаем. Как важно обратить внимание даже на вещь, которая казалась безликой или, возможно, утраченной, и она по-новому откроет мир вокруг нас».  В сценарий органично вплетается тема вокзала, музыки и стиха. Руководитель студии А. В. Мезенцева играет на сцене вместе с воспитанниками. Это придаёт им уверенность. Режиссёр этой необычной студии, актёр и преподаватель Андрей Владимирович Максимов, рядом. Он подбадривает артистов жестами, взглядом, мимикой.  Музыкальное сопровождение осуществляет гитарист, актёр Театра юного зрителя Виктор Владимирович Максимов. Мелодия дополняет картину жизни, пробуждая в зрителях чувство сопереживания и причастности к происходящему на сцене.

Особое впечатление на меня произвело чтение Антоном Мысляевым стихотворения Роберта Рождественского. В этот момент в зале стояла мёртвая тишина. До сих пор перед глазами фигура Антона: с гордо поднятой головой, раскинув руки, он, отделяя одно слово от другого, громко, и как бы впечатывая слова, обращается с ними к присутствующим:

«Человеку надо мало:

Чтоб искал и находил.

Чтоб имелись для начала

Друг – один и враг – один…

Человеку надо мало:

Чтоб тропинка вдаль вела.

Чтоб жила на свете мама.

Сколько нужно ей,– жила …

Человеку надо мало:

После грома – тишину,

Голубой клочок тумана,

Жизнь – одну

и смерть–одну».

Ещё долго будут говорить в столице и за её пределами об этом юноше-артисте с врождённым синдромом Дауна, нашедшем своё место на театральных подмостках.

Бок о бок прожили мы с Ниной Валентиновной, мамой Антона Мысляева (председатель Дзержинской ОИ ПКО ВОИ. – Ред.), в небольшом гостиничном номере на пять человек. Как говорится, в тесноте, да не в обиде. Сколько в этой женщине неиссякаемой энергии, внутренней силы, оптимизма.  Она познакомила меня с каждым из ребят. Доверительные отношения с ними сложились не сразу, но расстались мы друзьями. Я очень жалею, что не проживаю с ними в одном городе, не встречаю на улицах, не могу оказать практическую помощь.

Остались в памяти и короткие беседы с Татьяной Викторовной Мальцевой, и выступление её дочери Надежды Мальцевой, девушки с синдромом Дауна. На сцене молодая артистка совершенно преображается. А восточные танцы исполняет так, что душа замирает. Кроме того она хорошо рисует. В лагере «Край равных возможностей» её назвали звездой лагеря.

Прощались мы зимним вечером. Уставшие, приятно возбуждённые после заключительного вечера в киноклубе Эльдара Рязанова, все долго не могли успокоиться. Я оставила ребятам на память о себе небольшие сувениры в виде простеньких браслетиков. Позже мама Нади напишет мне: «Надежда не расстаётся с ним ни днём, ни ночью». А я пересматриваю фотографии тех дней и благодарю судьбу за эту встречу.

* * *

Мысль о том, что мы ещё встретимся, не покидает меня и сегодня.  После таких встреч начинаешь ценить жизнь, по-иному относиться к окружающим, видеть не только себя, но и других. Простите меня, ребята, за то, что задержалась я с рассказом о вас. Так уж получилось. Не всегда мы делаем то, что хотим, иногда обстоятельства становятся выше наших желаний. Но хочу, чтобы вы знали, что до Германии долетела весть о том, что в Перми на площади перед театром 24 и 25 июня 2017-го ваш театральный коллектив выступил с семиминутной миниатюрой «Рождение», новой работой в репертуаре группы. Услышала я и слова руководителя вашей театральной студии Аллы Викторовны Мезенцевой: «Рождение» – это вторая наша работа, первым был спектакль «Стихи звучали простодушно». Мы не работаем с какими-то конкретными произведениями, а сочиняем сами. У нас возник образ распускающегося цветка, как символа зарождения жизни. Спектакль рассказывает о том, что каждый цветок на планете прекрасен».

Когда я читала эти строки, моё воображение воскресило картину того, как после выступления под громкие аплодисменты каждому из вас был вручён один-единственный цветок. Помню, как бережно вы держали цветы, как воспринимали овации. «Мы такие, как все! Вы слышите нас, люди!», – читала я на ваших лицах и наполнялась гордостью за вас, моих новых друзей.

*  *  *

И вот через немногим более полугода после окончания фестиваля, ребята порадовали меня своими новыми достижениями.

В настоящее время в спектаклях участвуют уже не семь, а девять человек. Сегодня благодаря Интернету у меня произошёл доверительный разговор с Андреем Р., новым артистом театральной студии «Пространство любви». Андрею – 36 лет. Он коротко поведал мне свою жизненную историю: «До театра у меня была ужасная депрессия. Попал в больницу. После выписки вроде стало всё хорошо. А в июне я снова попал в больницу. Но в 2017 году благодаря маме я оказался в этом чудесном театре. Теперь у меня появились замечательные друзья: На­дюша, Антон и все ребята из театра. И, конечно, замечательные педагоги. Всех их я люблю всем сердцем. И они для меня, как родные. Я их очень люблю. И люблю чудесный замечательный театр».

Активная работа театра-студии «Пространство любви» продолжается. Как сообщила мне Алла Мезенцева: «Мы занимаемся сейчас жонглированием. Я пригласила артиста и педагога Родиона Лебедева. В новом спектакле уже есть элементы этой методики. Она очень полезна для нас».

Актёры продолжают выступления не только на театральных подмостках в Перми, но и в городах Пермского края. Так, в Международный день защиты детей 1 июня театральная студия показала свой спектакль на фестивале спорта детей-инвалидов. 24 – 25 июня в Перми состоялся двухдневный международный фестиваль уличных театров. На нём выступали различные театральные коллективы из Перми, других городов России и других стран. Никого из жителей города уже не удивляло выступление театральной студии «Пространство любви».

И ещё одно событие произошло за последние полгода в Перми. 21 марта там отметили Международный день Дауна. Узнаю, что эта дата объявлена Генеральной Ассамблеей ООН в 2011 году и что она выбрана не случайно. «Это – символическое обозначение синдрома Дауна, причиной которого является трисомия одной из хромосом: у человека с этим синдромом 21-я хромосома наличествует в трех копиях. Поэтому для дня человека с синдромом Дауна выбрали 21 число третьего месяца», – читаю в Википедии.

В этот день в помещении собрались семь пермских семей, в которых воспитывают детей с синдромом Дауна. Ребята получили возможность для активного отдыха и общения. Они танцевали и читали стихи.  Для них был подготовлен мастер-класс, на котором они учились рисовать.  А их  родители в это время делились друг с другом секретами воспитания: рассказывали о талантах своих детей. А затем все собрались за большим столом для чае­пития.  Оранжевая ленточка у каждого явилась символом этого дня.

Знакомясь с событиями, происходящими в Перми, я подумала: а почему бы не поменять географию проведения фестиваля «Нить Ариадны» и пятую встречу участников провести в Перми? Здесь есть чем гордиться, что показать и о чём рассказать участникам уникального фестиваля чистых сердец. Так произойдёт расширение пространства любви для людей с ограниченными возможностями. А там, смотришь, отзвуки фестиваля прокатятся по ближнему и дальнему зарубежью.

Может, пригласим и мы юных артистов инклюзивного театра к себе в гости, в Германию? Интересно, что думает по этому поводу немецкая общественность?

Ирене КРЕКЕР
Германия